Отправлено: 21.11.05 00:53. Заголовок: Черекское ущелье и Дигория
Я родом из Черекского ущелья, которое, как известно соседствует с Дигорским, но не буквально, между нами еще два ущелья, но они поменьше и в их верховьях не живут люди, но ведется хозяйственая деятельность. У нас есть названия которые не переводятся с тюркского языка и интенсивность таких названий идет по затухающей от Хазнидона до Безенги и чем ближе к грузинской границе, где непонятные названия уже перестают практически встречаться.
Собственные топонимы носят множество вещей – это реки, горы, пикы, родники, урочища, более-менее заметные камни, ущелья, балки и т.д. Большинство из них не встретишь в обычных картах, но они жизненно необходимы для местных жителей, потому что без них невозможно ориентироваться в горах и вести какую-либо деятельность. Просто очень хочется узнать, что скрывается за этими непонятными, загадочными, а порой и просто смешными для тюркского уха топонимами, среди которых ты вырос, которые постоянно упоминаешь и которые тебя окружают.
Адыги нас могут обвинить в окупации осетинских земель, но если мы до сих пор знаем все эти топонимы, то это говорит о каком-то длительном периоде совместного и плодотворного проживания с дигорцами.
Некоторые топонимы, говорят очень легко переводятся с осетинского, поэтому я хочу спросить если кто может перевести их, хотя возможно большинство из них уже искаженно и подстроенно под тюркское произношение. Для начала:
цитатаИнтересный подбор пословиц. Как будто специально, чтобы подколоть.
Это просто единственная балкарская пословица, которую я знаю. Мурат пишет:
цитатаЧто значит, "потом стали понимать"? Т.е. они только вчера из журнала про историю и политику вычитали об этом?!
Нет, моя мысль (не только моя, но и всех известных кавказоведов) такая, что кабардинцы переселившись на новые места изначально воспринимали карачаевцев, балкарцев, осетин (а может и ещё кого-то) как народы живущие выше - в горах, и именно поэтому стали называть их къущхэ, это в подтверждение того, что к концу 14-го века КБ и осетины точно занимали свои нынешние места проживания. Ещё моя мысль такая, что изначально кабардинцы называли всех нас - къущхэ и лишь через некоторое время стали подразделять на къарашай къущхэ, балъкъар къущхэ, тэпэн къущхэ (кажется так называли осетин). Но это не существенно. Мы начали разговор с фамилии. Так вот, фамилия эта (Кушховы) передаёт этноним, которым называют кабардинцы не себя, а другой народ. Вот, например, кабардинцы Кушховы из Каменномостского происходят от карачаевцев, видимо, могут быть и другие Кушховы, которые не от нас происходят, но я эту фамилию назвал именно в контексте ассимиляции нас адыгами.
цитатаЕщё моя мысль такая, что изначально кабардинцы называли всех нас - къущхэ и лишь через некоторое время стали подразделять на къарашай къущхэ, балъкъар къущхэ, тэпэн къущхэ (кажется так называли осетин). Но это не существенно.
Ты же сам говорил, что кб спрашивают друг друга "таулу мысынг?" - ты горец.. и карачаевец ответит "къарачай таулум" - я карачаевский горец.. т.е. вы сами себя не различаете.. почему тогда мы должны были вас различать. Вообще спор не о чем.. Если из этого ключа слевовать то тюркское (кб) "аланлы" может быть этнонимом которым именовались адыги "алан" же по тюркски равнина..?? Вы таулу т.е. кб и мы аланлы т.е. кабардинцы.. глупо получается не так ли?.. Это изначально не этноним, а обозначение обозначение местносити из которой он прибыл абазаины тапанта "равнинники" ашхаруа "горцы" .. но это не значит, что они не родственные субъетносы одного народы.
цитата "таулу мысынг?" - ты горец.. и карачаевец ответит "къарачай таулум"
Скорее так говорят татары Слово таулу широко бытует у Балкарцев. Карачаевцы так не говорят. И правильнее будет дорогой Черкес: "Таулумуса?", на что Балкарец ответит "Хоу, таулума". Когда независимо от того Карачаевец иоли Балкарцец обращается к другому, они не употребляют данное слово. Ну типа, "Таулу къайда тасса?" - "Таулу, где пропал?", они говорят: "Алан къайда тасса?" - "Алан ты где пропал?" По крайней мере Карачаевцы так разговаривают.
У меня постоянно скось в сторону турецкого - этот язык я люблю, у меян с ним столько впечатлений, поэтому не обессудь иногда поневоле коверкаю ваши слова. Не дается мне ваш кб язык.. Зачем там к примеру -нг пишут когда можно просто -н обойтись??
цитата"Таулумуса?", на что Балкарец ответит "Хоу, таулума".
Не "хоу!" он ответит, а "хау!". Черкес01 пишет:
цитатаЗачем там к примеру -нг пишут когда можно просто -н обойтись??
Как зачем? Там же два разных звука, "нг" ("нъ") - тоже что в английским "doing". Кстати, были мысли по поводу того от куда в английском такой звук, вроде, в других германских, индоевропейских языках подобного нет.
цитатаи лишь через некоторое время стали подразделять на къарашай къущхэ, балъкъар къущхэ, тэпэн къущхэ (кажется так называли осетин)
Таких названий я вообще не слышал. А вот то, что балкарцев и осетин до сих пор называют "къущхьэ" - это факт. Неужели никто до сих пор не догадался, что одни балкарцы, а другие осетины?! Меня этот вопрос в детстве еще волновал.
цитатаМы начали разговор с фамилии. Так вот, фамилия эта (Кушховы) передаёт этноним, которым называют кабардинцы не себя, а другой народ. Вот, например, кабардинцы Кушховы из Каменномостского происходят от карачаевцев, видимо, могут быть и другие Кушховы, которые не от нас происходят, но я эту фамилию назвал именно в контексте ассимиляции нас адыгами.
И все-таки не этноним это. Но фамилия адыгская и тут как-раз карачайбалкары ассимилировали адыгов.
Я что-то не понимаю, вам места в других темах мало? Тут у нас тема про возможные осетинизмы в конкретном ущельи Балкарии. Не флудите тут. Куда Абрек смотрит.
Салам! Почитал и очень мне захотелось узнать откуда конкретно, из какого аула Черекского ущелья родом, как давно там бывал и где в настоящее время проживает автор данной темы? Большая часть приведенных тобой названий звучат в русской интерпретации в связи с чем у тебя и проблемы! Для примера - первое же наименование звучит как Хымильци - Суу, а никак не Хымельци, надеюсь перевод не требуется, то же самое и с остальными названиями так, что занимайся, а не получится обращайся! Можно просто к старейшинам и местным чабанам, это даже интересней чем здесь!
Аланское государство на Северном Кавказе стало оформляться в середине первого тысячелетия н.э. Большинство современных исследователей считает, что на территории Алании к концу V - началу VI в. сложились две этнокультурные группы: западная - протодигорцы (Асдигор) и восточная - протоиронцы (Ирхан). Первая локализовалась в верховьях Кубани, Пятигорье и современной Балкарии, вторая - в Северной Осетии, Ингушетии и Чечне.
История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года
Vo vremena Tataro-Mongoliskogo iga etnos Balkaro-Karachaevtsev i osetin eshe nebyl sformirovan. I posle pokoreniya i porajeniya Polovtsev Tataro-mongolami, kotorye byli Tyurko yazychnym narodom, bejavshie na territoriyu gornoy Alanii, kotorya v te vremenya ohvatyvala vsyu territoriyu sovremennoy Karachaevo-Cherkesii, Kabardino-Balkarii i Osetii, chtoby skrytsa ot Tataro-Mongol. Pervoe mesto kuda pronikli Polovtsy eto bylo Cherekskoe ushelie sovremennoy Kabardino-Balkarii, ktoroe granichet s Digorskim usheliem i tak dalee oni pronikali na zapad do Teberdy Karachaevo-Cherkesii. Vezde kuda pronikali Polovtsy, oni stalkivalisi s Gorsko-Alanskim (As-digor) naseleniem govorivshem na Digorskom yazyke, tem samym stali stesnyati As-digortsev. Posle etogo chasti Asdigortsev stala pereselyatsa na territoriyu Osetii v Digorskoe ushelie, a chasti Digortsev ostalasi na svoey etnicheskoy rodine i smeshalosi s prishlymi Polovtsami. Ot etogo smesheniya i sformirovalisi Balkaro-Karachaevtsy. Pochemu Digortsy dosihpor nazyvayut Balkartsev Asson, a Karachaevtsev ustur Asson?? Potomu chto Digorskiy narod ne zabyl, to chto chasti As-Digorskogo naseleniya ostalosi na svoih, istori4eskih mestah i smeshalasi s tyurko yazychnymi Polovtsami, i poetomu etnonim AS pereshel uje na sformirovavshihsya Balkaro-Karachaevtsev. Tak je otmechu, chto Tyurkizatsiya ostavshihshay As-digortsev prohodila ocheni medlenno. Sushestvuet daje istoricheskiy dokument (ya chital v knige istorika Hamida Malkadnueva v Nalichike ne pomnyu toliko kakogo goda) kotoryi sviteelistvuet o tom, chto Balkartsy govoryat na asoblivom yazyke i na tyurkskom. Pod asoblivom yazykov imelsya v vidu Digorskiy yazyk. Starshee pokolelie Balkartsev govoryat, chto ih dedy eshe govorili na Digorskom i peli pesni na etom yazyke. Kogda ya ezdil v Karachay i kogda uznavali chto ya Digorets, to mne delali bolichie pochasti. Balkaro-karachaevtsy dosihpor schitayut Digortsev chastiyu Balkaro-Karachaevtsami. Znachit oni toje ne zabyli svoe proishojdenie ot As-digortsev! V 4erekskom raeone Balkartsy toje tsokayut i mesto "J" upotreblyayut "Z" , kak i Digortsy.
Какой то ты противоречивый... Ну считаем мы дигорцев своими, никуда мы не денимся... Только попробуй вникнуть, как это Половцы кот. только что предали алан на поле сражения, могли вернуться обратно в аланские земли? Или это ООН постарался половцев заселить на аланские земли, как евреев в палестину?
цитатаИли это ООН постарался половцев заселить на аланские земли, как евреев в палестину?
Даже ООн не смог бы их заселить в горы, т.к. Алания была слишком густо заселена, люди жили за счет отгонного животноводства.Половцы же со своими многочисленными стадами никак не могли заселится и жить в Алании. Известно, что грузинский царь заселил много кипчаков в Грузии (как войнов для защиты Грузии от Ирана) их потомки до сих пор живут в Грузии компактно и многие помнят свой язык. Я с одним служил, но язык не совсем сходится с КБ. Вот название ихних сел позабыл.Можеть быть кто-то из Грузии знает их историю?
АС: Ас-Дигор как видим состоит из АС+ДИГОР т.е. два этнонима (или союз, или смесь тюркоязычных Асов и ираноязычных дигорцев) как и Гот- Аланы. Поэтому КБ к дигорцам относятся с уважением как к братьям. Там где победил иранский язык-они стали дигорцами, где победил тюркский - КБ, которых дигорцы по сей день называют "АССОН". Иначе они и себя бы называли "АССОН". У меня вопрос, кстати, почему осетинские историки пытаются скрывать то, что осетинский народ называл и называет балкарцев "АССОН"? Я не нашел это слово в последних изданиях "Русско-Осетинского словаря", хотя в старых изданиях это слово есть. А по половцам, если посмотришь заново ход исторических событий то логический сам придеш к выводу, что невозможно было перемещение большого количества половцев в горы и ассимиляция ираноязычного населения. Нельзя делать выводы по одной прочитанной книжке.(даже если автор Миллер,Абаев,Мизиев и мн др) Я так думаю.
цитатаУ КБ сохранилось это слово. "Языг"-"Джазык" переводится как "бедолага", так что, не тянет на "царствующих скифов".
Я писал "сарматы". Но ведь это название за ними водится. И не обязательно это тюркское "йазык". Кстати, напрашевается вопрос: откуда пошел термин "язычество"?
цитатаАС: Ас-Дигор как видим состоит из АС+ДИГОР т.е. два этнонима (или союз, или смесь тюркоязычных Асов и ираноязычных дигорцев) как и Гот- Аланы
Я тоже кхотел об этом сказать. Похоже на название 2 этносов. Ас - запад. тюрки-балкарцы и дигор. Ведь мы везде видим, как Дигорцев всегда упоминают вместе с Балкарцами и карачаенвцами. Всегда подчеркивают их родство. Вот и отсюда АС-Дигор.
Я считаю, что КБ очень далеки от тюрок. КБ - кавказские горцы. С ближайшими соседями тюрками (даже с кумыками) общий у них только язык. Куда больше общего с соседями-горцами. В Турции, когда КБ начинают идентифицировать себя тюрками, они отделяются от остальных кавказцев, которые там обособляют себя от турков, и сливаются с турками. Получается такой выбор: "либо мы кавказские горцы, либо мы тюрки".
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет