Отправлено: 15.04.07 21:51. Заголовок: Происхождение и сословное положенте Батдыевых в Карачаевском обществе.
Помогите разобраться с этим важным вопросом, , к какому сословию карачаевского общества относяться Батдыевы ? Для меня это очень важно,Пожалуйста аргументируйте свои ответы, и указывайте источники на которые ссылаетесь. Вопрос жизни и смерти.
Более того, впоследствии некоторые вольноотпущенники даже становились намного богаче большинства ёзденов и даже чанка.
А с чего вы взяли, что именно бий или чанка должен быть самым богатым в народе ??? Неоднократно слышал, что Бекмурза Байчоров был самым богатым карачаевцем в свое время...
Отправлено: 05.02.08 11:42. Заголовок: Спасибо, братья вы м..
Спасибо, братья вы мне очень помогли, я очень надеюсь, что своим вопросом ни кого не обидел. Ваши обсуждения данного вопроса показали что я не один такой "лысый" в Карачае, что нас много, и своими примерами сможем помочь многим, попавшим в такую тупиковую ситуацию с родами,Я рад был читать ваши ответы, они очень обдуманны и не менее обоснованны,я думаю ещё буду обращаться к за советами.
Бекмурза Байчоров был самым богатым карачаевцем в свое время
В свое время... А до того времени самыми состоятельными были, очевидно, бии, которым уздени платилили подношения и подати (ёзденлик - за землю, челеклик и как там еще - за протекцию и пр.)...
Отправлено: 13.05.08 11:19. Заголовок: Джинн я бы уточнил,..
Джинн я бы уточнил, ёздени обладали обязанности на совершение определенного рода выплат (кстати, абсолютно не всегда, земля уздена была биивской, у него могла быть и своя), однако и бии обладали обязанностями совершать выплаты (конечно в меньшей части) в отношении узденой, соврешать опрееделнные действия. т.е. они были взаимообязанными. сравнивать обязанности ёзденов и завсимых сословий, не получится, у них было разное положение.
земля уздена была биивской, у него могла быть и своя
только в постреформенный период уздени стали полноправными владельцами своих земель, сославшись при этом на то, что они их уже выкупили у князей.. в общем что-то около того. А до присоединения к России и тем более отмены крепостного права бии и только они определяли кому и где жить. Захотели бии и все перешли на Кубань, захотел другой таубий - и его народ занял Баксан... Никакой собственности на землю у узденей не было. Приведите факты.
цитата:
бии обладали обязанностями совершать выплаты (конечно в меньшей части) в отношении узденой
У биев таких обязанностей тем более по отношению к узденям не было. Существовал дарообмен между ними. Но и при этом узденьские дары были куда более частым явлением, чем обратное))) Взаимообязанность этих сословий сводилась к тому, что уздень должен был обхаживать бия, а бий управлять и оказывать им протекцию.
цитата:
сравнивать обязанности ёзденов и завсимых сословий, не получится, у них было разное положение
Я и не сравниваю, но уздени ни в коей мере не были ровнями князьям. Определенным преимуществом обладали сыйлы (уллу/баш/сырма) уздени, но и они даже при подписании мирного договора с Россией являлись лишь представителями "черного народа". И заметте, от этого самого черного народа, составлявшегопорядка 90% населения был лишь один делегат, а все прочие - бии и чанки. Такое могло быть только при условии, что бии и чанки являлись руководящим звеном компании))))
Отправлено: 17.05.08 13:42. Заголовок: Джинн пишет: В сво..
Джинн пишет:
цитата:
В свое время... А до того времени самыми состоятельными были, очевидно, бии, которым уздени платилили подношения и подати (ёзденлик - за землю, челеклик и как там еще - за протекцию и пр.)...
В своё время, это в конце ХХI начале ХХ века, а именно до раскулачивания. Повторюсь, вовсе необязательно, что князья были самыми богатыми в Карачае. К примеру, самые большие табуны лошадей были у Байчоровых, Карабашевых, Кубановы, Текеевых... Как видишь, только вторые относились к биям, все остальные - уздени.
Джинн пишет:
цитата:
Взаимообязанность этих сословий сводилась к тому, что уздень должен был обхаживать бия, а бий управлять и оказывать им протекцию.
Я давно это заметил: всюду ты так стараешься воспевать биев... Угадать фамилию с трёх раз?
В своё время, это в конце ХХI начале ХХ века, а именно до раскулачивания. Повторюсь, вовсе необязательно, что князья были самыми богатыми в Карачае. К примеру, самые большие табуны лошадей были у Байчоровых, Карабашевых, Кубановы, Текеевых... Как видишь, только вторые относились к биям, все остальные - уздени.
Если следоватеь твоему принципу, то можно утверждать, что в XX веке, а еще лучше в XXI самыми богатыми были не князья )))) Так что и я повторюсь: со второй половины XIX века стало и в самом деле необязательным, чтобы самыми богатыми были князья. Но в это время социально-классовое устройство карачевского общества претерпело необратимые изменения и перестало быть традиционным.
Так что и я повторюсь: со второй половины XIX века стало и в самом деле необязательным, чтобы самыми богатыми были князья. Но в это время социально-классовое устройство карачевского общества претерпело необратимые изменения и перестало быть традиционным.
Что такого катастрофического претерпели карачаевские князья в середине XIX века, чтобы так "обнищать"? Какие соц-класс изменения имеешь ввиду?
Да бир дыгаласны ачханем 97 джылда. Ол сагъатда и-нетде аз эдик, энди кёбда болгъандыла сайтларыбыз, маджалда болгъандыла, аны себебли джабханма (тем более джангыртмай эдим).
HIGHLANDER пишет:
цитата:
Что такого катастрофического претерпели карачаевские князья в середине XIX века, чтобы так "обнищать"? Какие соц-класс изменения имеешь ввиду?
Обнищали не все князья, а только единицы, а главная катастрофа заключалась в том, что по установлении российской власти уздени перестали выплачивать биям "ёзденлик" за свои земли и стали их полноправными владельцами. А дальше - больше...
Обнищали не все князья, а только единицы, а главная катастрофа заключалась в том, что по установлении российской власти уздени перестали выплачивать биям "ёзденлик" за свои земли и стали их полноправными владельцами. А дальше - больше...
А крестьянская реформа 1867 года (в России в 1861 году), когда были освобождены зависимые сословия, вообще поставила княжеское сословие на грань выживания.
Пост N: 531
Откуда: Российская Федерация
Рейтинг:
2
Награды:
Отправлено: 23.05.08 08:04. Заголовок: Бёрюкъан пишет: А к..
Бёрюкъан пишет:
цитата:
А крестьянская реформа 1867 года (в России в 1861 году), когда были освобождены зависимые сословия, вообще поставила княжеское сословие на грань выживания.
Несмотря на твою иронию, практически так и было (и даже в плане физического выживания ): уздени не чурались работы, в то время как князьям это претило... Вот и появились бийледен чыкъгъан сабатажла))) Слышал историю про некоего Дудова, который ходил в обносках, но так и не позволил своему величеству приобщиться к занятиям черного народа...
Несмотря на твою иронию, практически так и было (и даже в плане физического выживания ): уздени не чурались работы, в то время как князьям это претило... Вот и появились бийледен чыкъгъан сабатажла))) Слышал историю про некоего Дудова, который ходил в обносках, но так и не позволил своему величеству приобщиться к занятиям черного народа...
А здесь нет никакой иронии! Я совершенно серьезно это сказал! Мне известно, что крестьянская реформа довела многих князей практически до нищеты. И им приходилось наниматься в армию и на гражданские должности, чтобы прокормить себя, ведь работать физически им особо не приходилось, как известно. А узденьское сословие и бывшее зависимое сословие начало быстро богатеть оттого что работы они не чурались, и появились новые возможности для бизнеса. Те же Байчоровы разбогатели благодаря этому, хотя до этого в Учкулане они были средним, совершенно не зажиточным родом. То же самое и в отношении дуутцев Абайхановых, которые также ничего особого из себя не представляли, а были рядовым и далеко не сильным узденьским родом. Но когда появились новые возможности для бизнеса, они этим воспользовались и превратились в самых богатых жителей Дуута.
Батдыевы узден. Существует 4 къаумов: Адурхай, Будиан, Науруз,Тырам. От имен 4 товарищей соответственно. Жили в одно время с Къарча. У Къарчи не было детей. Эти 4 къаума основной костяк карачаевского народа. Батдыевы происходят от Науруза. А не от Каппуша как говорят тут некоторые. Каппуш и Батты братья были младшие в семье. Они очень поздно отделились от отчего дома (или совсем не отделились сейчас сам точно не скажу, нужно спросить у старших) и посему не имеют своего тамгъа а используют Наурузовский тамгъа. А друг от друга братья совсем поздно разошлись поэтому запрещались свадьбы между этими фамилиями и поэтому многие путают и говорят что это одна фамилия. Батдаевы это совсем другая фамилия. Про них ничего не могу сказать.
Гость пишет: заур батдыев [quote]` кто там был не надо спорит пишити факты и откуда вы их взяль а так мы батдыевы одни такие! [img]http://karachays.com/images/smiles/df.gif[/img]
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет